Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Учебный модуль «Автотрезвость» повышает знания по рискам управления транспортом в нетрезвом состоянии до 40%

Опубликовано 15.03.2021

Это один из выводов исследования «Формирование установок безопасного вождения у начинающих водителей», проведенного М.А.Харченко (ФГБОУ ВО МГППУ) и М.А.Плотниковой (ФГБОУ ВО МАДИ). Его результаты опубликованы в журнале «Экспериментальная психология». Экспериментальное исследование проводилось в Москве на базе частной профессиональной образовательной организации «Университетская автошкола». Часть курсантов учебного центра (экспериментальная группа) изучала модуль «Вождение и алкоголь несовместимы», другая часть курсантов проходила подготовку по обычной программе автошколы и не изучала курс «Автотрезвости».

По результатам исследования слушатели, которые прошли обучение, предлагаемое слушателям в экспериментальной группе, приводит к расширению знаний и свидетельствует о наличии изменений когнитивных установок у будущих водителей. Результаты тестирования показали качественное улучшение знаний у курсантов экспериментальной группы по всем темам, затрагиваемым в ходе обучения: практически весь материал усваивается большинством группы и повышает знания по рискам управления транспортом в нетрезвом состоянии до 40%.

Поведение человека на дороге зависит от очень многих факторов, в том числе как от черт его характера, так и от усвоенных им социальных норм и правил. Иными словами, поведение участников дорожно-транспортной среды определяется не только знаниями, умениями и навыками вождения, но и мотивационными и волевыми факторами. В исследовании изучались социальные установки (аттитюды) безопасного вождения у начинающих водителей, связанные с алкогольным фактором риска. Управление транспортным средством при наличии алкоголя в крови водителя значительно повышает риск аварии и тяжесть последствий. Вождение в нетрезвом состоянии остаётся острейшей проблемой в большинстве стран мира.

Опыт зарубежных стран показывает, что даже наличие строгой законодательной системы наказаний не приводит к снижению дорожно-транспортной аварийности, связанной с нетрезвым вождением. Следовательно, считают исследователи, основной акцент в решении обозначенной проблемы должен быть сделан на изменение отношения к нетрезвому вождению, как водителей, так и населения в целом, с помощью просветительских и обучающих программ. Очевидно, назрела потребность в создании новых методов подготовки водителей, формирующих у них установки безопасного вождения.

Еще один вывод, требующий, по мнению исследователей, дополнительной проверки, касается невосприимчивости материала. В ходе тестирования выявилась группа курсантов (2—3%), совсем не воспринимающая учебный материал. При этом, согласно статистике ГИБДД, около 70% дорожно-транспортных происшествий совершают 2—3% водителей. «Мы выдвинули гипотезу, заключающуюся в том, что потенциальные нарушители могут быть бывшими курсантами, не способными качественно усваивать знания».

Аффективные установки (эмоции, чувства) курсантов экспериментальной группы в отношении нетрезвого вождения, к сожалению, оказались не такими глубокими, как их знания. Как только контроль поведения водителя начинает больше зависеть от аффективной составляющей установки, он начинает вести себя более рискованно, хотя на уровне знаний понимает, что нарушает.

Чтобы добиться желаемых изменений на аффективном уровне, вероятно, следует продлить модульное обучение «Вождение и алкоголь несовместимы» во времени или разбить его на несколько частей и проводить с небольшими перерывами, погружая слушателей в тему повторно и повторяя материал в течение всего времени обучения в автошколе. Возможно, стоит прислушаться к результатам исследований, проведенных в ряде экономически развитых стран, где обучение и лицензирование (получение водительских прав) делится на два этапа, и с факторами риска обучаемые знакомятся более глубоко на втором этапе, когда у человека уже приобретается годовой опыт самостоятельного вождения, и отработаны базовые навыки управления автомобилем. К такому выводу приходят исследователи.

Со всеми выводами и подробностями исследования можно познакомиться в журнале «Экспериментальная психология» - https://psyjournals.ru/files/118624/exppsy_2020_n4_Kharchenko_Plotnikova.pdf